Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




21

жизни. И какой неожиданной и странной выглядит богиня в картине Боттичелли Флора единственная из всех персонажей идет прямо на зрителя, она*как будто смотрит на нас, но ее широко раскрытые глаза ничего не фиксируют, это взгляд человека, настолько погруженного в себя, что в нем есть что-то, сомнамбулическое, а складки, залегающие около ее дрогнувших..в улыбке губ, придают выражению лица несколько болезненный оттенок. Щедрая и печальная, вступает Флора в волшебный сад, черпая цветы из подола и готовая усыпать ими благоухающую землю...

Фантазия, а не пытливый интерес ботаника диктует художнику выбор цветов — рядом с васильками и клевером появляются голубые розы. С большой любовью и вкусом Боттичелли изображает и драгоценности, и сложные пышные прически: одно трудно отделить от другого — белокурые волосы героинь то змеятся крупными прядями и мелко завитые ложатся на уши, то сплетаются в густые косы, на которых, как на золотой цепочке, висят подвески.

Художник продумывает не только каждую деталь, но и ритмическое решение композиции в целом. Он чередует изолированные фигуры с группами: одиноко стоит Меркурий, близ него три грации, соединенные в хоровод, на некотором расстоянии от них — Венера, и затем опять три фигуры, воспринимаемые как единая группа.

Таким образом, в расположении действующих лиц есть определенная закономерность, тонкая, логическая продуманность.

Боттичелли любил и умел использовать в своих картинах силу контрастов как в композиции, так и в цвете: сплошная масса листвы и просветы неба, порывистость одних фигур и неподвижность других, мягкая певучесть и резкая острота линий, легкость тканей и тяжесть золотых волос.

Основным красочным фоном картины служит темная зелень листвы и травы. Этот фон обильно расцвечен плодами, цветами и одеждами героев сцены — то нежно-белыми (у граций и у нимфы), то ярко-красными (плащи Меркурия и Венеры).

Контрасты ощущаются не только в композиции и колорите, но и в настроении. Чем пристальнее вглядываешься в картину, тем больше ощущаешь, что в этом празднике весны есть какая-то призрачность, недоговоренность, намек. Прежде всего — намек на движение. Боттичелли как будто бы соединяет разные его формы — здесь и хоровод граций, и бегство нимфы, и погоня за ней Зефира, и широкий шаг Флоры, и полет Амура. Но подлинной динамики в картине нет, плоскостное решение не позволяет развить ее. Не стремясь к передаче иллюзии пространства, художник не дает возможности взгляду зрителя проникнуть в глубину картины — на втором плане высятся стволы деревьев, ритмично отделенные друг от друга просветами неба.

Недоговоренность ощущается и в том, что Боттичелли избегает передавать конкретный жест, уверенную походку, устойчивое положение фигур. Он предпочитает легкое прикосновение рук или плавность скользящего шага. Персонажи так невесомы и хрупки, что трава не приминается под их стопой, и это рождает впечатление чего-то призрачного. Каждая группа существует обособленно, взгляды устремлены в пространство, и от такой разобщенности возникает печальная, меланхолическая нота, диссонансом звучащая в мелодии праздника.'

Невольно возникает аналогия между «Весной» и припевом карйа-вальной песни Лоренцо Великолепного. И здесь и там жизнь и юность] прекрасны, но мысль об их быстротечности омрачает светлую радость. И все-таки во всем — и[_в МОЛОДОСТИ, И В цветении природы, и в любви— есть нечто непреходящее, покоряющее лирикой и тонкостью чувств. Это вечное стремление человека к поэзии и красоте запечат-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.