Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




11

челли симметрично помещает прямоугольные архитектурные детали, выполняющие чисто формальную задачу: их линии, отчетливо сокращаясь в глубину, находят свое продолжение в здании на втором плане, благодаря чему пространство воспринимается математически четко. Стремясь усилить это впечатление, Боттичелли «разрывает» заднюю стену полуразрушенного сооружения круглой аркой, и небо, виднеющееся в проеме, придает сцене почти бесконечную глубину. В этом небольшом произведении ощущается радость художника от соприкосновения с бурлящей жизнью, увиденной пытливым зорким взглядом.

В те же годы Боттичелли привлекают и иные сюжеты, которые в его время считались олицетворением гражданской добродетели и доблести!. Именно  так  в  XV веке   воспринимали   библейскую   легенду of Юдифи: прекрасная молодая женщина   в  дни   опасности,   нависшей ■s над ее родиной, явилась в стан врагов-ассирийцев, пленила умом и красотой военачальника Олоферна   и   обезглавила его, принеся те самым победу своему народу

На темы этой легенды Боттичелли создал две маленькие картины. На первой изображена Юдифь, неторопливо приближающаяся к род+ ному городу после совершенного подвига. Ее сопровождает служанка» несущая на голове блюдо с кровавым трофеем, прикрытым платком! Вдалеке остался лагерь ассирийцев: зеленые долины и дороги с бесконечной вереницей всадников, отделяющие Юдифь от стен неприятельской крепости, являются фоном для первого плана

Для Боттичелли библейская героиня — олицетворение мужества и добродетели, и чтобы выразить это, художник прибегает к помощи атрибутов: в руках Юдифи окровавленный меч — свидетельство ее подвига и оливковая ветвь — символ мира, который она несет своему народу. На этот раз Боттичелли имеет дело не с отвлеченным образом, но с конкретным сюжетом; и он не изолирует героиню от мира, а, напротив, подробно рассказывает о происходящем, в чем сказывается характерная черта кватрочентистского искусства, склонного к повествованию. Юдифь очень похожа на. Силу: те же широкие скулы, абрис подбородка, маленький рот, чуть вздернутый нос; сходство завершает аналогичный наклон головы и характер прически.

Фигура служанки — типичнейшая в живописи Флоренции XV века. Очевидно, вот так же по улицам города проходили юные флорентинки, часто, как это свойственно южанкам, с ношей на голове. Отмеченные внимательным взглядом художника, они появлялись в картинах и даже в росписях, украшавших церкви.: Подобные фигуры неоднократно встречались у учителя Боттичелли — фра Филиппо Липпи — и в картине «Мадонна с младенцем» (ок. 1452 г., Флоренция, галерея Питти), и в росписях городского собора в Прато, в сцене «Рождение св. Стефана». Напоминает ее и служанка с корзиной фруктов на голове, изображенная на фреске Доменико Гирландайо (1449—1494) «Рождение Иоанна Крестителя» (Флоренция, церковь Санта Мария Новелла). Интересно, что у Гирландайо она несет точно такие же сосуды, что и спутница Юдифи у Боттичелли. Об этом образе Боттичелли еще раз вспомнит позднее, когда вместе с другими художниками поедет в Рим для участия в росписи Сикстинской капеллы. ^«Возвращение Юдифи» показывает, какую большую роль играет линия в искусстве молодого мастера, ибо впечатление, которое рож-г дается при взгляде на картину, основывается не на выразительности лиц — они здесь довольно нейтральны, — а на сложном линеарном ритме. Линия не является самоцелью, не превращается в отвлеченно красивый узор, а создает эмоциональный образ, обусловливает существование фигур в пространстве. Медленному  движению   Юдифи
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.