Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Статьи arrow Боттичелли - творец мифов и аллегорий

Боттичелли - творец мифов и аллегорий

Боттичелли прославился благодаря своим картинам, написанным на мифологические сюжеты, хотя его исторические и библейские работы выполнены с не меньшим мастерством и блеском.

В творчестве Боттичелли нашли отражение два полюса культурной и политической жизни Флоренции — эпоха Медичи и краткий период правления Савонаролы. Это не могло не повлиять на стиль художника, оказавшегося словно между молотом и наковальней. Его картины, написанные по заказу Медичи, выполнены в светской манере, отражающей оптимистический гуманизм Возрождения, в то время как поздние работы скорее можно называть отброшенными в Средневековье. Савонарола, отвергая гуманистическую живопись, считал, что художники должны трудиться лишь во славу Божию (другими словами, иллюстрировать и разъяснять библейские книги — с ортодоксальной точки зрения).

Своими корнями Возрождение уходит в классическую культуру античного мира. Оно и началось с открытия, перевода и комментирования античных текстов. Древнегреческая и древнеримская мифология при этом уже не рассматривалась как набор затейливых сказок, она глубоко изучалась и не менее глубоко интерпретировалась. Во всяком случае, именно такое отношение к ней характерно для мыслителей круга Медичи. В частности, Марсилио Фичино, придворный ученый Медичи, переводил труды Платона и других античных авторов и философствовал в духе неоплатонизма.

С легкой руки Медичи Боттичелли очаровался античной культурой. Это не замедлило сказаться на его живописи. До Боттичелли ми фологические сюжеты разрабатывались в живописи крайне редко и чаще всего служили для декоративных целей. У Боттичелли они зазвучали не менее величественно, чем его алтарные образы. Многие критики обращали внимание на то, что Венеры и Мадонны Боттичелли похожи друг на друга внутренней красотой, различаясь лишь деталями одежды.

Разумеется, свои мифологические картины Боттичелли писал на заказ, «приноравливаясь» к запросам тогдашней культурной элиты. В отличие от религиозных картин, создававшихся для богослужения, эти работы отличались сложной смысловой структурой. Этим обстоятельством вызваны их разноречивые толкования, предлагаемые современными искусствоведами.

В каждом конкретном случае выбранная Боттичелли манера письма диктовалась общим декоративным стилем того или иного частного дома, для которого создавалась та или иная картина.

Одна из инвентарных описей Лоренцо де Медичи свидетельствует о том, что картину Боттичелли «Весна» первоначально предполагалось поместить над инкрустированным летуччо (так назывался ларь со спин кой). Ширина ларя и ширина картины совпадали — очень похоже, что оба эти предмета заказывались одновременно, как единый гарнитур. То, что «Весна » должна была располагаться выше уровня глаз, заставило художника написать фигуры на фоне имеющего небольшой уклон ландшафта, слегка вытянув их вверх. Точно так же необычно вытянутый по горизонтали формат «Венеры и Марса» может быть обусловлен тем, что картину хотели повесить над каким-то длинным предметом мебели (например, кроватью).

При всем своем жгучем интересе к мифологическим сюжетам Боттичелли, по большому счету, оставался равнодушен к другим современным веяниям.

Прежде всего, это относится к технике письма. Многие современники художника стремились к тому, чтобы изображать окружающую действительность более реалистично, но это, кажется, нисколько не интересовало великого флорентийца.

Те же математические законы линейной перспективы были изучены Альберти и Брунеллески в самом начале XV столетия, и их знание считалось во времена Боттичелли обязательным для каждого художника. Однако большинство картин Боттичелли решено в плоской, двухмерной манере. Внимательно присмотревшись к его «Рождению Венеры», «Поклонению волхвов» или «Мистическому Рождеству», можно обнаружить, что фигуры на этих полотнах расположены фронтально, без учета перспективы, и почва словно уходит из-под их ног. Во многих случаях композиция Боттичелли представляет собой фриз с фигурами, выстроенными на переднем плане, без углубления в пространство картины. Персонажи «Весны» или «Рождения Венеры» существуют в отрыве от пейзажа; персонажи «Поклонения волхвов» или «Мистического Рождества» существуют в отрыве от архитектуры. И пейзаж, и архитектура исполняют на картинах Боттичелли роль задника, не участвуя в создании атмосферы. Жестко очерченной остается на картинах «Рождение Венеры» и «Паллада и Кентавр» линия горизонта, которую большинство других художников «растворило» бы в туманной дымке. Кстати сказать, Боттичелли умел писать удаляющийся пейзаж (и это доказывает извилистая река с картины «Величание Мадонны»), но чаще всего художник, желая избежать проблем с перспективой, предпочитал скрыть его рядом деревьев (см. туже «Весну»). 

Все это касается и фигур Боттичелли. В то время как большинство современных ему живописцев, стараясь придать как можно больше правдоподобия своим персонажам, интенсивно изучали законы светотени, Боттичелли, как кажется, ими увлечен не был. Его герои и героини написаны в манере, характерной для готического стиля раннего Средневековья. Они выглядят удлиненными, тонкими и изящными, но при этом лишены индивидуальных черт.

Утонченный стиль Боттичелли заставляет вспомнить о традициях знаменитых флорентийских ювелиров и миниатюристов. С ними художника роднит абсолютное совершенство линии, настолько изящной и тонкой, что с ее помощью можно передать фактуру прозрачного материала, превратить обычное сияние в филигранную золотую сеть или воспроизвести на полотне книжную страницу так, чтобы читалось каждое напечатанное на ней слово.

Еще при жизни Боттичелли его линеарный стиль считался безнадежно устаревшим. Джорджо Ваза-ри в своей книге «Жизнеописания знаменитых художников» упоминает о Боттичелли как о второстепенном мастере. Это мнение было господствующим до второй половины XIX века, когда художники-прерафаэлиты, восстававшие против «ав-томатизованного» реализма, провозгласили Боттичелли одним из величайших художников в истории живописи.

 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.