Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Шедевры arrow Клевета Сандро Боттичелли

Клевета Сандро Боттичелли

Клевета Сандро Боттичелли
(ок. 1494-95)
62 х 91 см
Галерея Уффици, Флоренция

Как утверждает Джордже Вазари, Боттичелли написал эту картину для своего друга, Антонио Сенъи. Ее сюжет он позаимствовал у греческого художника Апеллеса, жившего в W веке до нашей эры. История оригинала такова - живописец-соперник обвинил Апеллеса в предательстве, совершенном по отношению к его покровителю, египетскому царю Птоломею IV Филопатору. Противостоять клевете Апеллес решил художественными средствами, написав картину «Клевета». Самара-бота Апеллеса не сохранилась, но было хорошо известно ее подробное описание у Лукиана (тс. 120 - ок. 190).
Клевета Сандро Боттичелли

Это описание и использовал Боттичелли, создавая свой «римейк». Прокомментируем его сюжет. На троне сидит царь Ми-дас, получивший свои ослиные уши в отместку от Аполлона за то, что присудил победу в музыкальном соревновании Пану, а не ему. Стоящие рядом Подозрительность и Неведение что-то нашептывают царю. Он ищет поддержки у Злобы (мужчины в рубище), ведущей за руку Клевету, которой заплетают косы Зависть и Ложь. Клевета тащит за волосы свою жертву - оболганную, обнаженную, молящую о пощаде. Слева изображена обнаженная фигура Истины.

Она указывает рукой на небо, но распознать Истину способно только Раскаяние. Аллегорию Боттичелли можно считать успешной лишь отчасти, поскольку фигуры, олицетворяющие пороки (за исключением Злобы), выглядят не менее прекрасными, чем Истина. Миниатюрные барельефы посвящены мифологическим и библейским сценам, как будто не имеющим отношения к основному сюжету картины. В трактовках ее смысла искусствоведы разделились -одни считают, что ее создание спровоцировано клеветой, от которой пострадал сам художник; другие видят здесь скрытую аллегорию суда над Савонаролой.

Раскаяние изображено в виде согбенной старухи, напоминающей плакальщицу.

Ложь и Зависть заплетают косы Клевете.

Уродливый человек с вытянутой рукой повелевает мыслями царя. Эта фигура символизирует Злобу.

Царь Мидас, наделенный Аполлоном ослиными ушами, готов прислушаться к любой клевете.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.